Календарь развития ребенка до года
Каких достижений в развитии стоит ожидать от ребенка в возрасте одного месяца?
После рождения ребенка вам может показаться, что Ваш ребенок только и делает, что ест, спит, плачет и пачкает подгузники. Однако уже к концу первого месяца он становится намного более активным и начинает реагировать на новые проявления внешнего мира. Постепенно его движения станут более уверенными, особенно в части запихивания руки в рот . Вы заметите, что он слушает, когда вы говорите, смотрит на вас, когда вы держите его на руках, и даже иногда совершает осознанные движения, или чтобы привлечь ваше внимание.
Ниже приводятся и другие достижения, которых вы можете ожидать от своего ребенка:
Двигательное развитие
- Резкие вздрагивающие движения ручками
- Подносит руки к глазам и ко рту
- Лежа на животе, может повернуть голову из стороны в сторону
- Голова запрокидывается назад, если ее не поддерживать
- Руки постоянно напряжены и сжаты в кулаки Наблюдаются ярко выраженные рефлекторные движения
Зрительное и слуховое развитие
- Фокусирует взгляд на расстоянии 20-30 см.
- Взгляд блуждает, возможно небольшое сходящееся косоглазие
- Предпочитает смотреть на черно-белые или контрастные предметы и рисунки
- Предпочитает изображение человеческого лица всем другим изображениям
- Слух полностью сформировался
- Ребенок узнает некоторые звуки
- Может повернуться к знакомым звукам и голосам
Обоняние и осязание
- Отчетливо предпочитает сладкие запахи
- Избегает горьких или кислых запахов
- Узнает запах грудного молока своей матери
- Предпочитает мягкие, а не шероховатые материалы. Радуется мягким прикосновениям
- Не любит, когда к нему прикасаются недостаточно осторожно или неожиданно
Контроль за развитием ребенка.
Сообщите вашему педиатру, если обнаружите какой-то из нижеперечисленных
признаков задержки развития на второй, третьей или четвертой неделе
жизни вашего ребенка:
- Ребенок выражено плохо и медленно сосет
- Не моргает, когда оказывается перед источником яркого света
- Не фокусирует взгляд и не следит глазами за находящимся вблизи объектом, перемещающимся из стороны в сторону
- Редко двигает руками и ногами, выглядит словно одеревеневшим
- Ножки и ручки расслаблены, висят, как тряпочка
- Нижняя челюсть дрожит непрерывно, даже когда ребенок не беспокоится, не плачет и не кричит
- Ребенок не реагирует на громкие звуки
Каких достижений в развитии стоит ожидать к трехмесячному возрасту?
К возрасту трех месяцев ваш ребенок поразительным образом изменится,
проделав путь от полностью зависимого новорожденного младенца до
активно реагирующего малыша. Ребенок утратит многие из рефлексов,
свойственных новорожденным, а его тело начнет постепенно ему
подчиняться. Вы заметите, как ваш ребенок начнет проводить долгое время
изучая собственные руки и наблюдая, как они двигаются.
Ниже приводятся и другие достижения, которых вы можете ожидать от своего ребенка:
Двигательное развитие
- Поднимает голову и грудь, лежа на животе
- Приподнимает верхнюю часть тела руками, лежа на животе
- Вытягивает ноги и толкается ими, лежа на животе или спине
- Раскрывает ладони и сжимает кулачки
- Отталкивается ногами, когда ступни находятся на твердой поверхности
- Подносит руки ко рту
- Ударяет свисающие предметы руками
- Хватает игрушки и трясет ими
Зрительное и слуховое развитие
- Внимательно разглядывает лица
- Следит за движущимися предметами
- Узнает знакомые предметы и людей на расстоянии
- Начинает согласовывать движения рук и направление взгляда. Формируется зрительно-двигательная координация движений
- Улыбается при звуке вашего голоса
- Начинает гулить
- Начинает подражать некоторым звукам
- Поворачивает голову в направлении звука
Социальное и эмоциональное развитие
- Появление «социальной» улыбки (начинает улыбаться людям)
- Радуется, играя с другими людьми, и может заплакать, когда игра прекращается
- Становится более общительным, все больше может выражать свои эмоции с помощью движений и выражения лица
- Копирует некоторые движения и выражения лиц. Подражает мимике взрослого
Контроль за развитием ребенка.
Хотя каждый малыш развивается по-своему, в своем темпе, отсутствие
определенных достижений может свидетельствовать о медицинских проблемах
или задержках развития, требующих особого внимания. Если вы заметили
какие-либо из следующих признаков, которые должны насторожить родителя
ребенка возраста около трех месяцев, обсудите это с вашим педиатром:
- Не реагирует на громкие звуки
- К возрасту двух месяцев не начинает обращать внимание на свои руки
- К возрасту двух месяцев не улыбается на звук вашего голоса
- К возрасту двух-трех месяцев не следит взглядом за движущими предметами
- К возрасту трех месяцев не хватает и не удерживает предметы
- К возрасту трех месяцев не улыбается людям
- Не может хорошо держать голову в три месяца
- К возрасту трех-четырех месяцев не тянется к игрушкам и не хватает их
- К возрасту трех-четырех месяцев не начинает гулить
- К возрасту четырех месяцев не начинает тянуть предметы в рот
- К возрасту четырех месяцев начинает лепетать, но не пытается копировать никакие звуки
- К возрасту четырех месяцев не отталкивается ногами, когда ступни находятся на твердой поверхности
- Не может свободно двигать каким-то одним или двумя глазами во всех направлениях
- Косит глазами большую часть времени (редкое косоглазие нормально в эти первые месяцы)
- Не обращает внимания на новые лица, или выглядит очень испуганным при появлении новых лиц или попадании в новую обстановку
- Сохраняет тонический шейный рефлекс в возрасте от четырех-пяти месяцев
Каких достижений в развитии стоит ожидать от ребенка в возрасте семи месяцев
В возрасте от четырех до семи месяцев, с Вашим ребёнком происходят
самые важные изменения. В этот период он учится согласовывать
возникающие у него ощущения (зрительные, осязательные, слуховые) со все
новыми движениями и в результате научится хватать, переворачиваться,
сидеть и, возможно, даже ползать.
Ниже приводятся и другие достижения, которых вы можете ожидать от своего ребенка:
Двигательное развитие
- Переворачивается с живота на спину и обратно
- Садится с помощью, а затем и без помощи рук
- Стоит с поддержкой
- Дотягивается до предметов одной рукой
- Перекладывает предметы из одной руки в другую
- Сгребает предметы в ладонь всеми пальцами, не использует «пинцетный» захват
Зрительное развитие
- Может видеть все цвета
- Совершенствуется зрительное восприятие отдаленных объектов Может лучше следить взглядом за движущимися предметами
Развитие языковых навыков:
- Откликается на своё имя
- Начинает реагировать на слово "нет"
- Различает эмоции и интонации
- Издаёт свои звуки в ответ на те, которые слышит
- Выражает голосом радость и неудовольствие
- Начинает лепетать: произносит сочетания согласных звуков и слогов
- Развитие процесса познания:
- Находит спрятанный предмет, часть которого осталась на виду
- Исследует предметы руками и ртом
- Прилагает усилия, чтобы достать предметы, находящиеся на расстоянии
Социальное и эмоциональное развитие:
- Ребёнку нравятся совместные игры (Примечание Полины имеются ввиду игры на взаимодействие (прятки/ку-ку, потешки с движениями, "дай-на"))
- Проявляет интерес к изображениям в зеркале
- Реагирует на проявления эмоций других людей, часто радуется
Контроль за развитием ребенка
Каждый ребенок развивается по-своему, поэтому невозможно сказать, когда
именно ваш ребенок в совершенстве овладеет тем или иным навыком. И все
же описанные здесь этапы развития помогут вам получить общее
представление о том, чего стоит ожидать от ребенка по мере его роста.
Не волнуйтесь, если ребенок будет развиваться немного по-другому.
Сообщите своему педиатру, если обнаружите перечисленные ниже признаки
возможного отставания в развитии ребенка в возрасте семи месяцев:
- Ребёнок очень напряжён, мышцы жёсткие
- Ребёнок слишком расслаблен, как тряпичная кукла
- Голова по-прежнему запрокидывается назад, если ребенка тянуть за руки, помогая ему сесть
- Всегда протягивает только одну определенную руку, чтобы достать какой-то предмет
- Отказывается от обниманий
- Не проявляет любви к тем людям, которые за ним ухаживают
- Ребёнку не нравится быть в обществе других людей
- Один или оба глаза постоянно сведены к переносице или, наоборот, расходятся к вискам
- Постоянное слезотечение, выделения из глаз или чувствительность к свету
- Не реагирует на звуки
- Засунуть какой-либо предмет в рот для ребенка очень сложно
- К возрасту четырех месяцев не поворачивается к источнику звука
- К возрасту пяти месяцев не переворачивается со ни спины на живот, ни обратно
- В возрасте старше пяти месяцев безудержно плачет по ночам
- К возрасту пяти месяцев не улыбается спонтанно
- К возрасту шести месяцев не садится с поддержкой
- К возрасту шести месяцев не смеётся, не повизгивает
- К возрасту шести-семи месяцев не тянется активно за предметами
- К возрасту семи месяцев не следит за предметами обоими глазами вблизи (на расстоянии 30 см.) и вдали (180 см.)
- К возрасту семи месяцев не удерживает вес тела, стоя на ногах с поддержкой
- К возрасту семи месяцев не пытается привлечь внимание своими действиями
- К возрасту восьми месяцев не лепечет
- К возрасту восьми месяцев не проявляет интереса к игре в "ку-ку!"
Каких достижений в развитии стоит ожидать от двенадцатимесячного ребенка?
В возрасте восьми-двенадцати месяцев
ребенок становится все более подвижным, что несет в себе как приятное
волнение, так и определенные сложности для вас двоих. Способность
передвигаться с места на место дает вашему ребенку восхитительное
ощущение подвластности, чувство контроля - впервые ребенок ощущает себя
физически независимым.
Ниже приводятся и другие достижения, которых вы можете ожидать от своего ребенка.
Двигательное развитие
- Садится без посторонней помощи
- Ползет вперед в положении лежа на животе и отталкиваясь руками и ногами
- Встает на четвереньки
- Ползет, отталкиваясь руками и ногами и держа туловище на весу (Примечание Полины Это либо четвереньки - ползание на коленках с опорой на ладони, либо передвижение по-медвежьи - опора на стопы и ладони)
- Из положения сидя становится на четвереньки или ложится животом вниз
- Подтягивается, чтобы встать
- Ходит, держась за мебель
- Недолго стоит без поддержки
- Может сделать пару шагов без поддержки
Развитие мелкой моторики и движений рук
- Использует «пинцетный» захват
- Держа в руках кубики, ударяет ими друг о друга
- Кладет предметы в разные емкости
- Вынимает предметы из различных емкостей
- Осознанно выпускает предметы из рук
- Толкает/трогает предметы указательным пальцем
- Пытается рисовать каракули, имитируя то, как пишут взрослые
Развитие языковых навыков
- Все больше интересуется речью окружающих
- Реагирует на несложные устные просьбы
- Реагирует на слово «нет»
- Пользуется несложными жестами, например, отрицательно качает головой, говоря тем самым «нет»
- Лепет становится более выразительным
- Говорит «мама» и «папа»
- Произносит определенные звуки с особой интонацией для того, чтобы привлечь ваше внимание, например, «Э!» или «А!»
- Пытается повторять слоги и простые односложные слова
Развитие процесса познания
- Изучает предметы самыми разнообразными способами (трясет, ударяет, бросает, роняет)
- Легко находит спрятанные предметы
- Когда называют какой-то предмет, может найти его на картинке
- Копирует жесты
- Начинает использовать предметы по их прямому назначению (из чашки –
пьет, расческой – причесывается, по телефону – звонит, телефонную
трубку – слушает)
Социальное и эмоциональное развитие
- Ведет себя беспокойно или скованно в присутствии незнакомцев
- Плачет, когда мама или папа уходит
- В своих играх любит копировать других
- Отдает особое предпочтение определенным людям и игрушкам
- Проверяет, как будут реагировать родители на его действия во время кормления (Что вы будете делать, если он откажется есть?)
- Проверяет, как реагируют родители на его поведение (Что вы будете делать, если он заплачет, когда вы выйдете из комнаты?)
- В определенных ситуациях может пугаться
- Предпочитает маму и/или того, кто больше других о нем заботится, всем остальным
- Повторяет звуки или жесты, чтобы привлечь внимание
- Сосет свой пальчик
- Вытягивает руки или ноги, чтобы помочь тому, кто его одевает
Контроль за развитием ребенка
Каждый ребенок развивается по-своему, поэтому невозможно сказать, когда
именно ваш ребенок в совершенстве овладеет тем или иным навыком. И все
же описанные в нашей книге этапы развития помогут вам получить общее
представление о том, чего стоит ожидать от ребенка по мере его роста.
Не волнуйтесь, если ребенок будет развиваться немного по-другому.
Сообщите своему педиатру, если обнаружите перечисленные ниже признаки
возможного отставания в развитии ребенка в возрасте восьми-двенадцати
месяцев.
- Не ползает
- Волочет по полу одну сторону своего тела, когда ползет (в течение более одного месяца)
- Не может стоять с поддержкой
- Не ищет предметы, которые были спрятаны на его глазах
- Не произносит отдельных слов («мама» или «папа»)
- Не учится пользоваться жестами, как например, махать рукой, качать головой
- Не указывает на предметы или картинки
Читайте так же:
Ребенок до года
Читаем сказки
Бредовые советы
Вопросы связанные со здоровьем:
Рахит
Температура
Профосмотр
Простуда
Полезные ссылки
Неврология
Колики
Кишечные инфекции
Дисбактериоз
Вакцинопрофилактика
Стул
Каким должен быть вес и рост? Что должен уметь ребенок?
Нормы: вес и рост
Календарь развития
Вопросы связанные с введением прикорма:
Грудное вскармливание:
Питание кормящей матери
Грудное вскармливание